Новое поколение ФГОС начинают
действовать с 1 сентября 2022 года
ПЛАН ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОС 2021 В МБОУ ЗЕЛЕНОГОРСКАЯ СОШ
Чек-лист самодианостики готовности МБОУ Зеленогорская СОШ к реализации внеурочной
деятельности в рамках ФГОС НОО и ООО
Министерство просвещения Российской
Федерации утвердило новые
федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Это свод
правил для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской школы до МГУ.
На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая
профильная литература.
Обновленные требования ФГОС для школы вступают
в силу с 1 сентября 2022 года и коснутся начального общего и основного общего
образования (далее — НОО и ООО соответственно). Дети, принятые в первые и пятые
классы в 2022 году, будут учиться по новым стандартам.
Какие
бывают ФГОС общего образования
Для российских
школ актуальны следующие документы:
-
ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);
-
ФГОС основного общего образования (5–9-й классы);
-
ФГОС среднего общего образования (10–11-й классы);
-
Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
Три
поколения ФГОС для школ
Кратко разберемся, как эволюционировали стандарты современного российского
образования.
Первое поколение ФГОС
Введены в 2004 году. Документ назывался «Государственные
образовательные стандарты». Первую редакцию критиковали за концентрацию на знаниях,
а не на умении применять их тем или иным способом. Хорошим результатом считалось,
когда «усвоены знания».
Нормы
касались обязательного минимума программ общего образования и основных
требований к обеспечению образовательного процесса. Это был важный документ,
которому не хватало детализированности, поэтому вскоре его обновили.
Второе поколение ФГОС
ФГОС
второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010
году, а для СОО — в 2012 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие
универсальных учебных действия (умений).
Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы
«Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». Для наглядности сравним основные
отличия первого и второго стандартов ФГОС.
Позиция сравнения |
Первое поколение ФГОС |
Второе поколение ФГОС |
Знание |
Передается в готовом виде: преподаватель говорит, ученики
записывают |
Ученик активно участвует в процессе получения знаний |
Обучение |
Система знаний как бы существует в вакууме |
Работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами
реальной жизни |
Учение |
Односторонняя комуникация учитель →
ученик |
Чтобы овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают
совместную работу |
Сотрудничество |
Единоличное руководство учителя |
Ученики участвуют в выборе содержания и методов обучения |
Третье поколение ФГОС
Если
кратко, новые ФГОС 2021, скорее, обновляют старые стандарты. Некоторые вещи
делаются необязательными, а другие конкретизируются. Более того, многие вещи в том
или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным
и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли.
Рассмотрим изменения подробнее.
Новые
ФГОС общего образования 2021 года: основные изменения
Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто
и четко сформулировано.
Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность
разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы,
предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас
у него появились конкретные черты.
Более
точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать
ученик. Например, в рамках предмета «Информатика» следует понимать назначение
языков программирования Python, C++, Паскаль, Java и С#.
-
Появление нового понятия «функциональная грамотность»
Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества
основного общего образования.
ФГОС
третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать
учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных,
метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики
должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.
Чтобы
функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу, выпустили специальную
методичку.
Подход коснется всех уровней школы.
Единство обучения и воспитания
Новый
ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной
деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.
Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное,
эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания.
При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.
Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов
Теперь второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается
с учетом мнения родителей и возможности школы.
Старые установки вынуждали преподавать
второй иностранный язык по остаточному принципу, часто это было два урока в неделю.
Это касалось учреждений, у которых не было возможности обеспечить большее
количество уроков.
Согласно новым ФГОС 2021 школам разрешено не включать второй язык в программы,
если для этого отсутствуют кадровые или иные условия. Относится это
и к тем, кто пошел в пятый класс в 2021–2022 учебные годы.
